После того как Facebook приобрела WhatsApp в 2014 году, у контролирующих структур возникло предположение, что IT-гигант будет использовать частную информацию пользователей приложения в рекламных целях.
И это случилось. В настоящее время мессенджер делится с Facebook номерами телефонов, характеристиками используемых для входа в приложение устройств и другими данными.
Детально о том, какую информацию приложение вправе транслировать материнской компании, можно почитать в политике конфиденциальности Ватсап.
Примечательно, что в 2017 году Европейская комиссия оштрафовала Facebook на 110 миллионов евро, поскольку руководство всемирной соцсети утверждало, что автоматическое объединение пользовательской информации из Facebook и WhatsApp технически невозможно.
Причем администрация соцсети заявила об этом в уведомлении о сделке и в официальном ответе на запрос Еврокомиссии. Последняя посчитала действия IT-гиганта попыткой намеренно ввести заинтересованных лиц в заблуждение, и наложила штраф.
Таким образом, то, на чем зарабатывает Whatsapp косвенно, это передача данных о пользователях для оптимизации рекламных сервисов Facebook.
Кроме этого, после перехода под управление Марка Цукерберга компания начала развивать платные сервисы для бизнеса и частных лиц, о которых пойдет речь ниже.
Реклама на Facebook и Instagram с переходом в Ватсап
Еще один способ того, как WhatsApp зарабатывает, — интеграция в рекламные кампании, в рамках которых размещаются объявления на Facebook и Instagram с переходом в мессенджер. Добавив кнопку Ватсап к объявлению, владельцы бизнеса увеличивают конверсию от рекламы, поскольку пользователи могут сразу перейти к коммуникации.
Стоит отметить, что это распространенный метод, с помощью которого мессенджеры зарабатывают сами или приносят доход связанным по структуре бизнеса платформам.
Приложение WhatsApp Business и сервис Business API
В 2018 году компания презентовала версию приложения, которое позволяет бизнесменам создавать коммерческие профили со ссылками на веб-сайты или страницы в Facebook и Instagram.
По заявлению руководства компании, цель внедрения услуги — создать пользователям возможность общаться с интересующими сервисами и магазинами в мессенджере без назойливой рекламы.
Ватсап предлагает два уровня обслуживания бизнеса.
Business для малых предприятий
Сервис позволяет создать коммерческий профиль со ссылками на сайт и соцсети. Сортировка контактов и ярлыки помогают бизнесменам легко находить нужные сообщения, а специальные инструменты — быстро отвечать клиентам. Этого вполне хватает для небольших предприятий и ИП, однако такой уровень не позволяет качественно работать с большой аудиторией пользователей.
Business API для среднего и крупного бизнеса с платными сервисами
Если говорить о том, как зарабатывает WhatsApp на бизнес-секторе, то главным источником дохода будет сервис Business API. Услуга подразумевает многофункциональную интеграцию с бизнес-процессами компании, в том числе CRM-системой и искусственным интеллектом.
В частности, если в приложении Business невозможно написать клиенту первым, то с Business API это допустимо, но с ограничениями. Начинать диалог с пользователем можно с информационного или технического оповещения без рекламных блоков.
Более того, Ватсап мотивирует обладателей коммерческих аккаунтов максимально быстро обрабатывать запросы пользователей. Так, за каждое ответное сообщение, отправленное спустя 24 часа и более после обращения клиента, компании придется заплатить.
Коммерческие инструменты, составляющие основу того, как зарабатывает Ватсап на Business API, — это платежи провайдеру за подключение, плата за чат-центр, шаблоны и другие услуги, входящие в пакет.
Ватсап — не единственный, кто внедрил сервис для бизнеса. Другие популярные мессенджеры, такие как Viber, Skype, Telegram, тоже предоставляют услуги для коммерческих структур.
Платежный сервис WhatsApp
На текущий момент компания внедрила в мессенджер функцию WhatsApp Pay только для Индии и Бразилии. Заплатив комиссию, пользователи этих стран могут отправлять деньги любому из списка контактов через платежный сервис, который привязывается к банковской карте.